| Здравствуйте! Этот материал поможет Вам сделать первые шаги в освоении музыки при помощи шестиструнной гитары и собственного вокала, научиться исполнять песни под гитарный аккомпанемент (пальцевая техника) - во всяком случае, я очень на это надеюсь. Я ориентировался на человека без всякого музыкального опыта (кроме как опыта слушателя), и постарался построить изложение таким образом, чтобы по мере чтения не возникло каких-либо простых (не связанных с углублением в музыкальную теорию, свойства и особенности инструмента) вопросов - здесь только та информация, что необходима начинающему гитаристу, поданная максимально развернуто и доступным языком. Акустическая гитара - при относительной простоте чрезвычайно практичный и несложный в освоении инструмент с многовековой историей. Прежде чем взять ее в руки, давайте обратим на нее пристальное внимание, и я расскажу об основном ее устройстве. Проще всего выделить в ней две части: большой корпус причудливой округлой формы (называемый иногда также барабаном), и присоединенный к нему гриф - длинный деревянный брусок. Плоские лицевая и обратная сторона корпуса называются верхней и нижней деками соответственно (иногда, впрочем, они могут называться декой и дном). На грифе проложены струны, они берут свое начало в короткой изогнутой верхней части грифа (она логично именуется головкой грифа), проходят над отверстием в корпусе и заканчиваются креплением к небольшому упору (подставке), приклеенному к корпусу. Орнамент вокруг отверстия резонатора называется розеткой, этот же термин для простоты употребляют и для самого отверстия. На гитаре у Вас могут быть синтетические (нейлоновые) или металлические струны. Первые имеют мягкое звучание и используются в основном в серьезной академической музыке, фламенко и русской бардовской песне - такие струны устанавливаются на так называемые классические гитары с небольшим корпусом. Звучание металлических струн более звонкое и ценится повсеместно во всех музыкальных направлениях - их ставят на большие, тяжелые гитары (это, например, вестерны и джамбо). Тип Вашей гитары для наших начальных образовательных целей не имеет значения. Самая удобная позиция для игры на гитаре, оптимальная положением рук - сидя. Что же, теперь сядьте поудобнее и возьмите гитару в руки - возьмите гриф левой рукой и положите корпус выемкой на ногу. Справедливый вопрос - на какую именно? В зависимости от этого различают две основные посадки. В случае классической гитара опирается на левую ногу, та в свою очередь для удобства становится на специальную подставку высотой 10-15 см. Правая нога отставляется в сторону, головка грифа находится по высоте на уровне плеча играющего, грудь упирается в корпус гитары таким образом, чтобы деки были перпендикулярны полу. Правая рука, немного отодвигаясь, ложится предплечьем большом закруглении корпуса; ладонь располагается немного над розеткой, пальцы изначально располагаются поперек струн. Такая, казалось бы, неудобная посадка (необходимо сидеть на переднем краю стула) на деле являет собой лучшее расположение для исполнения сложных инструментальных композиций, дарует полную свободу левой руке, не участвующей в поддержании равновесия гитары, и ни в чем не ограничивает возможности правой. Если Вы планируете в будущем серьезно заниматься инструментальной музыкой на акустической гитаре, я настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю - такие элементы, как оптимальные для исполнения в определенном стиле посадка, а также техника и расположение правой и левой рук, необходимо осваивать с самого начала, чтобы не привыкнуть к плохо поданным и зачастую неверно истолкованным описаниям этих техник. Никакие самоучители, в том числе и эта статья, не превзойдут живого общения с преподавателем, опытным гитаристом. Если же гитара - Ваше хобби, шанс чуть больше приблизиться к творчеству любимых музыкантов и групп, средство самовыражения, - то позвольте мне продолжить свой рассказ, и поведать Вам о самой популярной посадке среди начинающих и не только гитаристов. В этом случае опора приходится правую ногу, которую для удобства можно закинуть на левую, или опять же использовать специальную подставку. Гитара располагается почти горизонтально линии пола, гриф ее выдается вперед. Правая рука, если так можно выразиться, "приобнимает" корпус на большом загруглении от самого плеча, жестко его фиксируя. Нарекается эта посадка общепринято "дворовой" - если Вам не нравится подобное уничижительное именование, можете называть ее джазовой. Действительно, ее практикуют многие джазмены-гитаристы, и даже посадка корифея фламенко Пако де Лусия очень к ней близка. В числе ее основных преимуществ - удобство, легкость постановки, некоторая непринужденность (можно откинуться на спинку стула). Техника же рук в такой посадке ограничена, несмотря на кажущееся идеальным их и гитары распоположение; также, положение гитары относительно корпуса гитариста требует от него постоянного изгиба позвоночника. Однако именно этой посадкой я предлагаю Вам воспользоваться - хотя бы на время ознакомления со статьей. Следующим шагом будет первая попытка звукоизвлечения. Что же, попробуем немного подергать открытые, то есть нигде не прижатые струны. Предполагаю сразу множество вопросов - какими пальцами, какие струны, каким образом и даже в каком месте. Что ж, для начала расположите правую руку примерно так, как показано на фотографии - ладонь рядом с розеткой, даже слегка накрывает ее, большой палец покоится на шестой струне, остальный замерли у нижних трех. Кстати, порядковый счет струн идет именно снизу - от самой тонкой к самой толстой, от первой к шестой. Первые три струны обычно называются голосами, последние три (в обмотке) - басами. Струн шесть, пальцев у человека пять, но участвуют в игре в подавляющем большинстве четыре, исключается мизинец. Пальцам тоже положен счет, на этот раз в буквенных обозначениях, происходящих от их испанских наименований. Большой обозначается p (pulgar), указательный - i (indice), средний - m (medio), и, наконец, безымянный - a (anular). Думаю, запомнить звонкое слово "pima" не так сложно. В самых крайних случаях используемый мизинец подписывается буквой e (extremo). Чтобы пальцы не путались, испокон веков им отводятся свои "назначенные" струны, на которых они извлекают звук. Из последней фотографии ясно, что большой палец чаще всего дергает шестую струну, а указательный, средний и безымянный отвечают за третью, вторую и первую соответственно (схематически можно записать так: i3-m2-a1). Все так, но ответственность большого пальца простирается на все три басовых струны, и даже иногда затрагивает третью струну - если извлекаемая на ней нота носит роль баса. Так это и следует запоминать - большой палец играет бас. Остальные же пальцы выступают дружным и координированным трио, никогда не переплетаясь (то есть, может быть i5-m3-a2, но никак не m4-i3-a2, если считать в порядке струн). Впрочем, это не касается приема тремоло со поочередным звукоизвлечением всеми пальцами на одной струне - но это уже совершенно не "первые шаги". Итак, дернем открытую пятую струну большим пальцем. На фотографии показано, как тому следует располагаться перед движением (он почти параллелен струнам, и не касается шестой). После извлечения звука, палец убегает прочь от струн, чтобы не мешать им звучать, и, если немедленно и аккуратно возвращается для следующей атаки. Видео иллюстрирует это подробно. Обратите внимание на направление движения пальца, а также на отсутствие касания соседних струн. Широкий ход пальца в примере нагляден, но постарайтесь с самого начала защипывать струну с минимальным необходимым перемещением, при соблюдения чистоты выполнения приема - это залог будущей скорости и аккуратности в игре. Защипывание иногда проводится со значительным усилием (для получения громкого звука), при этом струна бьется о гриф, - даже в этом случае большой палец не должен затрагивать другие струны (кроме ситуаций, когда это необходимо для глушения). Теперь задействуем остальные пальцы и постараемся извлечь звук на одной из голосовых (тонких) струн. Для начала нужно привести их в боевую готовность - расслабив предварительно, уприте пальцы сверху в ровную поверхность (ближе всего гитарная дека), без усилия, сведя вместе, как показано на фотографии. При этом они естественным образом согнутся в суставах, а кончики выстроятся в линию (мизинец, само собой отставлен). Сейчас перенесите пальцы в такой фигуре на первые три струны (само собой, в порядке, о котором я говорил ранее). Классическая посадка располагает линию пальцев почти параллельно струнам, или вовсе параллельно, в случае тремоло, - взгляните, например, на самую первую фотографию, - но я допускаю некоторый угол не более 45°. Не беспокойтесь, все эти, казалось бы, долгие приготовления служат чистоте игры и через некоторое время станут для Вас автоматизмом. Ну, а сейчас попробуйте защипнуть струны - каждый палец двигается вверх и немедленно возвращается в исходную позицию не мешая другим, и не задевая соседние струны. Видео подробно иллюстрирует этот процесс на примере - отмечу опять же, что Вам не следует допускать больших перемещений пальцев и особенно кисти (этим я постарался только сделать пример более наглядным), и стремиться к минимуму движений и усилий. Можете подергать голоса в произвольном порядке - некоторые трудности возникнут с быстрым взаимодействием пальцев в переборах, и здесь важным подспорьем выступит привязка каждого пальца "своей" струне. Итак, Ваша правая рука вполне уютно чувствует себя около розетки, и пальцы более-менее разобрались со струнами. Обратим свой взор на гриф, и я поясню, для чего Вам понадобится левая рука. Основной принцип высотного разнообразия звучания гитары (как и многих других струнных инструментов) - звучание отдельных участков струн с зафиксированными концами. Все просто - чем короче колеблющийся отрезок струны, тем выше звук. Открытые струны зафиксированы снизу у подставки (они огибают металлическую или пластмассовую планку, называемую нижним порожком) и вверху около головки грифа - здесь они лежат на пластмассовом упоре с прорезями, именуемом верхним или нулевым порожком. Для увеличения высоты извлекаемого звука струны прижимаются пальцами левой руки к металлическим пластинкам, во множестве проложенным поперек грифа. Это ладовые пластинки (или ладовая проволока), обычно выполняемые из латуни - их количество на грифах разных гитар колеблется обычно от 18 до 24. Таким образом, в отличие от правой руки, пальцам левой понадобится найти себя не только у нужных струн, но и в определенных их точках - здесь появится магическая фраза "прижать на таком-то ладу". Что же это - лад? Условно ладом можно назвать произвольную ладовую пластинку и весь участок грифа до предыдущей пластинки. Это "геометрическое" определение поясняет упомянутую фразу, не более, и его ни в коем случае не следует отождествлять с фундаментальным понятием лада в музыкальной теории (об этом мы обязательно поговорим позже). Взгляните на фотографию, и Вам станет ясно - для того, чтобы зафиксировать струну у какой-либо ладовой пластинки (на каком-либо ладу), нам нужно прижать ее в любом месте до предыдущей пластинки. Лады нумеруются по порядку, счет идет от первого (расстояние между верхним порожком и первой ладовой пластинкой) - при этом открытую струну можно условно считать прижатой на нулевом ладу. Для облегчения "навигации" по грифу, на нем (или боковой его части) наносятся специальные метки (по обыкновению кружки) - возле пятого, седьмого, девятого (иногда десятого) и двенадцатого ладов, это справедливо для любой гитары. Познакомившись ближе с грифом, посмотрите теперь на следующую фотографию - таким образом может располагаться Ваша левая рука перед прижатием струн. Иногда пальцы могут опускаться ниже или выше - рука как бы оборачивается вокруг грифа - если возникнет необходимость прижать в разных местах все басовые струны, или обратно, закрепить голоса одним пальцем, не затрагивая басов, или же вовсе подключить большой палец (последний случай мы рассматривать не будем). Другая фотография демонстрирует позицию левой руки, регламентируемую классической гитарной школой, с опорой большого пальца на гриф. Вам в любом случае понадобится прибегнуть к такому расположению для использования некоторых приемов игры (например, взятие многих аккордов), и я оставляю на Ваше усмотрение возможность применения такого обхвата для всех случаев без исключений (я употребляю обе постановки, и в дальнейших примерах буду показывать варианты с полным "объятием" грифа ладонью). Вообще, кроме большого в игре будут участвовать все пальцы левой руки - с самого начала, вне зависимости от сложности произведений и песенного аккомпанемента. В отличие от правой, пальцы здесь нумеруются просто по порядку для записи (1 - указательный, 2 - средний, и так далее), а большой в редких случаях его использования обозначается латинской буквой T. Опять же, в отличие от правой руки пальцы левой никак не привязываются к конкретным струнам - все определяется удобством и возможностями расположения пальцев, а также в некоторой степени привычками гитариста, - но чаще всего распределяются по "своим" ладам. Вы можете наблюдать это на последней фотографии - пальцы, выстроенные по порядку, делят пространство в четыре лада. Таким образом, левой руке нет необходимости перемещеться вдоль грифа, если необходимый пассаж или последовательность аккордов можно сыграть в пределах четырех ладов (разумеется, на разных струнах). Попробуйте теперь прижать третью струну на втором ладу - например, средним пальцем. Очередная фотография демонстрирует технику, совершенно несложную, по сути, вытекающую из единственного требования - в общем случае палец по всей своей длине не должен задевать другие струны (кроме как если это задумывается специально). Таким образом, палец образует фигуру, напоминающую мостик или арку, и подходит к струне почти перпендикулярно плоскости грифа. Прижимать струну следует (да и легче) ближе к ладовой пластинке. Прилагать большие усилия к впечатыванию струны в гриф ни в коем случае не стоит! В простейшем случае у нее всего два положения (зажата и не зажата), и для фиксирования у ладовой пластинки многого не нужно - в дальнейшем Вы почувствуете меру. А сейчас дерните третью струну и порадуйтесь звуку! Отсутствие касания других струн - немаловажный момент, Вы должны стремиться к этому с самого начала. Не имеет значения, какая струна и каким пальцем прижимается - остальные струны, будучи открытыми, обязаны звучать чисто и свободно. Для следующего примера, также подкрепленном фотографией, прижмите пятую струну на третьем ладу мизинцем - но далее дерните не только ее, но и последовательно соседние открытые струны, шестую и четвертую. Ваш мизинец не должен препятствовать их звучанию - это продемонстрировано в видеозаписи . Поздравляю! - отныне Вы можете извлечь звук на любой струне и любом ладу, сыграть любые отдельные ноты гитарного диапазона. Но для того, чтобы эти звуки показались в своем последовании стройными, мелодическими, гитару необходимо настроить. Что это означает? Для полной настройки гитары необходимо отрегулировать каждую струну, чтобы она звучала определенным образом. Для этого нужно изменить натяжение струн с помощью специальных механизмов с червячным редуктором, расположенных в головке грифа - колков. Аккуратно подтягивая колки, можно усилить или ослабить натяжение струн, тем самым заставив их звучать соответственно выше или ниже. Вполне возможно, Ваша гитара уже настроена - ну, что же, Вы получите возможность это проверить, научившись настраивать ее самостоятельно. Способов настройки гитары имеется несколько, но все они исповедуют один принцип - сличение звуков определенных струн (открытых или прижатых) по высоте, между собой или со звучанием других инструментов или специальных программ и устройств (гитарных тюнеров). При этом та или иная струна считается настроенной, если звучит в унисон (одинаково, на одной и той же высоте) с своим прототипом - другой струной или каким-либо сторонним звуком. В классическом способе первую струну настраивают по камертону (прижатая на пятом ладу, она звучит в унисон с точным по высоте мелодичным перезвоном металлической вилки камертона), а все остальные струны состраивают по ней. Как это делается? Дело в том, что звучание соседних открытых струн по высоте отличается на равные музыкальные интервалы (за одним исключением), и для того, чтобы гитара строила, прижатая на определенном ладу более толстая струна должна звучать так же как и открытая тонкая (простейший вариант настройки). Этот ключевой лад для всех струн, кроме третьей - пятый. То есть, прижатая на пятом ладу шестая струна должна звучать в унисон с открытой пятой, в свою очередь, пятая на пятом ладу обязана звучать так же, как открытая четвертая, и так далее. Единственное исключение (о сути которого я расскажу позже) - третья струна, ее нужно прижимать на четвертом ладу и сравнивать со звучанием второй струны. В случае настройки по камертону идут "вниз" от первой струны к шестой, состраивая их попарно. Таким образом мы можем правильно выстроить струны только относительно друг друга, но как узнать абсолютно точные звуки? Камертон имеется далеко не у каждого, что говорить о дорогостоящих тюнерах. С программами, конечно, проще, но я решил совсем облегчить Вам задачу, записав живые звуки всех открытых струн настроенной гитары (синтетические струны). Кроме этих звуков, я прикладываю еще шести midi-файлов с теми же нотами, что звучат на открытых струнах, уже для тембра гитары с металлическими струнами. Итак: Нейлоновые струны: Шестая Пятая Четвёртая Третья Вторая Первая Металлические струны: Шестая Пятая Четвёртая Третья Вторая Первая Все, что Вам понадобится сделать - включить любой из файлов на зацикленное проигрывание и, осторожно вращая колок, добиться звучания в унисон той или иной открытой струны. Если вы с трудом ориентируетесь на слух в высоте звуков, вращайте колок в разные стороны, постепенно увеливая размах - Вы должны наткнуться на унисон. Что делать, если Вам не удается расслышать даже унисон? Прискорбно, но даже в этом случае имеется обходной вариант, впрочем, менее точный - унисон мы постараемся... увидеть! Все дело в том, что струна, настроенная на определенную высоту, начинает немного вибрировать (особенно открытая), если рядом раздается громкий звук той же высоты. Более всего это заметно, если в унисон звучит какая-либо другая струна (на той же гитаре, разумеется). В видеозаписи я извлекаю звук на шестой струне, прижав ее на пятом ладу, при этом открытая пятая струна ходит ходуном - значит, они состроены. Кстати, следует учитывать немаловажный момент - струны следует настраивать натягивая (то есть, поворачивать колки в сторону натяжения струн), в случае ослабления струн до точного звука настройка собьется быстрее. Отныне, я надеюсь, вы можете быть уверены в верности звуков, извлекаемых на Вашей гитаре. Давайте теперь попробуем исполнить простейший мелодический отрывок, кусочек музыкальной фразы. Для этого последовательно защипните шестую струну, третью, вторую, первую, снова вторую и третью - всего шесть звукоизвлечений, постарайтесь выполнить каждое из них за равные промежутки времени, ровно. Начните в медленном темпе. Я выполнил для Вас звуковой и midi примеры, а также Видео . Сыграв отрывок однажды, повторите его еще несколько раз. Могу Вас поздравить - вы уже исполняете музыку, играя начало гитарной партии любимой многими начинающими гитаристами песни Nothing else matters группы Metallica!
|